20 ноября 2023
Инициатором конференции выступило Министерство экономики Краснодарского края.
Основанием для проведения мероприятия явилась подпрограмма «Финансовое просвещение населения Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 октября 2015 года № 943)
Основная концепция конференции: В современных реалиях финансовая грамотность выходит за рамки освоения знаний, поскольку на текущий момент в стране достаточно источников получения знаний. Основная задача современности - внедрение навыков поведения финансово грамотного человека в повседневную жизнь, повышая роль личности в управлении финансами и формируя новый образ человека, характеризующийся высоким уровнем финансовой культуры.
Участниками конференции явились 160 представителей Министерства финансов РФ, Министерства экономики Краснодарского края, муниципальных образований Краснодарского края, Ассоциации финансового грамотности, кредитных организаций, научного сообщества, образовательных организаций высшего и профессионального образования, - представители организаций дополнительного образования; финансовые советники, блогеры.
Было проведено 6 круглых столов, 3 семинара, 3 мастер-класса, выступило 58 спикеров.
В ответ на приглашение организаторов конференции Г.М. Мишулиным была заявлена тема выступления, которая впоследствии была вынесена в название семинара - «ВЕКТОРЫ ПРОГРАММ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОЛЛИЗИИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ».
Поднятые спикером проблемы и сформулированные конструктивные предложения по их преодолению нашли живой отклик не только у присутствующих на семинаре участников мероприятия, но и в процессе проведения им круглого стола «ВЗАИМНАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МУНИЦИПАЛИТЕТОВ И ВЕДОМСТВ/БИЗНЕСА/ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ», а также после выступления Г.М. Мишулина на церемонии ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ.
Ключевые положения выступлений Г.М. Мишулина:
«В понятиях, представленных в таких программных документах, как «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»: (Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р); «Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ до 2030 года» (Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р) интегрированы определённые векторы, указывающие на желаемые конечные результаты предпринимаемых усилий:
- просвещённый в области финансов индивид;
- индивид, обладающий определёнными навыками и реализующий активную поведенческую модель на финансовом рынке в целях сохранения имеющихся финансовых ресурсов в условиях финансовой нестабильности;
- индивид, направляющий полученные знания и умения на приумножение собственного капитала и, как следствие, повышение материального благосостояния.
Нам представляется, что векторы, отражающие содержание указанных в программных документах понятий, сужают представления о всём спектре необходимых целей программ по повышению финансовой грамотности населения.
В этой связи ниже представлены результаты анализа существующих векторов и предлагаемые векторы программ по финансовой грамотности для студентов: 1. Стать богатым и успешным. 2. Стать грамотным пользователем целого спектра инструментов (в первую очередь цифровых), обеспечивающих движение финансов в повседневной жизни. 3. Стать грамотным управленцем, обладающим знаниями о финансовых аспектах функционирования предприятий (ИП) и владеющим навыками пользования современными цифровыми инструментами финансовых коммуникаций.
Итак, возможно ли замещение первого вектора на второй и третий и что, на наш взгляд, для этого надо сделать: 1. Необходимо безапелляционно исключить проведение занятий со студентами силами т.н. бизнес-коучей. 2. Для этого преподаватели вузов должны освоить всё, о чём сказано, а это значит, что им необходимо обеспечить прохождение практического обучения в профильных организациях и на действующих предприятиях. 3. Объективно необходимым является пересмотр учебных планов, что сегодня делается неохотно и вызывает противодействие и со стороны чиновников от образования, и со стороны преподавателей, т.к. это связано с избыточным документооборотом. Или оперативная корректировка Рабочих программ по финансовым, экономическим и даже правовым дисциплинам. 4. Учебные планы следует неформально согласовывать с представителями субъектов финансового сектора. 5. Или приглашать (именно – приглашать) представителей налоговых органов, банков, руководителей предприятий для проведения практических занятий на условиях работы по совместительству.».
Среди участников указанного круглого стола следует особо отметить руководителя ДО «Отделение в Краснодаре» АО КБ «Локо-Банк» ГУБИНА АЛЕКСАНДРА ВАЛЕРЬЕВИЧА. Его выступление на тему «РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ БАНКОВСКИХ СЕРВИСОВ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК» завершилось презентацией созданного совместно с ООО «КУБНЕТ» и зарегистрированного в качестве объекта интеллектуальной цифрового сервиса «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «РЕЙТИНГ РОССИЙСКИХ БАНКОВ ПО КРИТЕРИЮ «КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ».
НА ЦЕРЕМОНИИ ЗАКРЫТИЯ КОНФЕРЕНЦИИ Г.М. МИШУЛИН ВЫРАЗИЛ НАДЕЖДУ, ЧТО ИЗЛОЖЕННЫЕ УЧАСТНИКАМИ ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОПАДУТ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ ТЕХ, КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЯ, И БУДУТ УЧТЕНЫ В ИНТЕРЕСАХ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.