О проблемах изобретательства – публично и конструктивно.

 

23 мая 2022

20 мая состоялся совместный Круглый стол Союза «Торгово-промышленная палата Краснодарского края» и Краснодарской краевой общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» на тему «ПОДДЕРЖКА ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ».

Цели «Круглого стола»: вынесение в публичную сферу проблемной области трансформации инновационного потенциала изобретательства в развитие отраслей и сфер деятельности Краснодарского края; использование свободной формы обсуждения проблем для поиска конструктивных решений для их преодоления.

Мероприятие проводилось в рамках реализации положений подписанного в феврале 2022 года Соглашения о сотрудничестве между ТПП Краснодарского края и ККОО ВОИР.

В работе Круглого стола приняли участие представители органов государственной власти и управления, образовательных учреждений, бизнеса, банковской сферы, других организаций.

Открыл Круглый стол первый заместитель председателя ТПП ЕГОР ВЛАДИМИРОВИЧ РОБСКИЙ.

Во вступительном слове Е.В. Робский сделал акцент на актуальности предложенной темы Круглого стола, которая обусловлена необходимостью консолидации усилий многих участников для выработки мер по реализации объективно необходимых условий развития, важнейшим из которых является поддержка и развитие изобретательства.

В качестве модераторов мероприятия выступили председатель Комитета по инновационной деятельности и высоким технологиям при Союзе «Торгово-промышленная палата Краснодарского края» ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СИМАНКОВ и председатель Совета ККОО ВОИР ГЕОРГИЙ МАРКОВИЧ МИШУЛИН, заместитель директора ООО "КУБНЕТ" по маркетингу.


Модераторы в своих выступлениях задали тон предстоящей дискуссии:

В.С. СИМАНКОВ привел перечень краевых госпрограмм, выделив такие как «Социально-экономическое и инновационное развитие» и «О государственной поддержке инновационной деятельности в Краснодарском крае»; остановился на основных направлениях государственной региональной инновационной политики в Краснодарском крае:

- определение приоритетных научно-технических направлений, обеспечивающих динамичное развитие экономики Краснодарского края; 

- формирование территорий научно-технического и (или) инновационного развития экономики Краснодарского края; 

- увеличение числа технопарков в сфере производства, осуществляющих внедрение и реализацию перспективных инноваций, ориентированных на рынок; 

- разработка и принятие целевых программ в инновационной сфере в целях развития экономики Краснодарского края; 

- поддержка инновационных проектов, обеспечивающих развитие экономики Краснодарского края; 

- формирование эффективной системы государственного регионального регулирования, поддержки и стимулирования инновационной деятельности; 

- развитие инфраструктуры региональной инновационной системы и формирование среды, привлекательной для инвестиций в экономику Краснодарского края; 

- информирование населения о направлениях и ходе реализации научно-технической и государственной региональной инновационной политики в Краснодарском крае; 

- развитие международного сотрудничества, в том числе привлечение иностранных компаний для реализации инновационных проектов на территории Краснодарского края; 

- содействие созданию новых и (или) модернизации, расширению имеющихся производств, обеспечивающих производство инновационной продукции с целью обеспечения импортозамещения.

В выступлении прозвучали следующие итоги инвестиционной деятельности за 2021 г. на территории Краснодарского края: успешно реализовано 126 крупных (стоимостью свыше 100 млн рублей) инвестиционных проектов на общую сумму 200,5 млрд рублей (наивысшее значение за все время) и создано 4,5 тыс. новых рабочих мест (наиболее высокое значение с 2016 г.); а также основные задачи в сфере реализации инвестиционной политики Краснодарского края на 2022 год:

- реализация не менее 100 инвестиционных проектов на сумму 70 млрд рублей;

- внедрение Регионального инвестиционного стандарта (инициатива Fast Track);

- обеспечение высокой оценки предпринимательским и экспертным сообществом условий ведения инвестиционной деятельности в Краснодарском крае по результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации и сохранение позиций в числе регионов-лидеров (не ниже 7 места).

Как заметил В.С. Симанков, в достижении поставленных целей важное место занимает изобретательство, отношение к которому не отвечает современным технико-технологическим вызовам. Необходимо его кардинально изменить, для чего руководители предприятий и организаций должны отказаться от существующих формальный подходов и оценок и создать действительно благоприятные условия для изобретателей и изобретательской деятельности и, что крайне важно, для внедрения прорывных изобретений в производство. 

 

Г.М. МИШУЛИН: Привёл краткую справку о деятельности ККОО ВОИР: Краснодарская организация ВОИР учреждена в 1991 году. Сегодня она насчитывает в своих рядах более 90 членов, среди которых 26 Заслуженных изобретателей РФ. В составе стратегических партнеров более 20 организаций и предприятий, в т.ч. все ведущие вузы края. ККОО ВОИР осуществляет деятельность по пропаганде изобретательской деятельности, по консультационной, информационной и стимулирующей поддержке изобретателей и организаций. Является инициатором учреждения Почетного звания «Заслуженный изобретатель Краснодарского края».

Тезисы выступления Г.М. Мишулина: Президент РФ В. В. Путин ещё в 2016 г. поставил задачу обеспечить формирование на базе ведущих научных и образовательных организаций сети центров превосходства в целях осуществления ими деятельности по реализации научно-технологического развития России. В Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года определены цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного научно-технологического и социально-экономического развития. По мнению ряда исследователей, технологическое превосходство, представляя собой совокупность технологических преимуществ, недостижимых для остальных, базируясь на предвосхищении будущего, является основой опережающего технологического развития.

Реалии же существующего механизма достижения целей состоят в том, что источником интеллектуальных продуктов, за счет реализации которых осуществляется развитие и обретение международных конкурентных позиций в сфере реальной экономики, являются в основном научно-технические заделы, созданные в советский период. Интеллектуальные продукты, которые создаются в настоящий период (эволюционная область), зачастую носят обслуживающий характер. Это в первую очередь относится к разработкам в области компьютерных систем и информационно-коммуникационных технологий. Решение задач импортозамещения и достижения 100%-ной локализации производств носит затяжной характер.

Таким образом, на практике имеются серьезные проблемы на пути выполнения поставленной Президентом РФ задачи по обеспечению прорыва в инновационном развитии страны, осуществление которого возможно только на основе создания и вывода на рынок глобально превосходящих и конкурентоспособных продуктов и технологий.

Учитывая то, что сформулированные Президентом и правительством цели не достигнуты, как бы не случилось, что глобальное технологическое превосходство станет мифологемой, судьба которой кочевать из одного программного документа в другой.

Чтобы этого не произошло требуются следующие условия для научно-технологического развития:

- Национальная инновационная система (национальной системы управления новациями) с её эффективно функционирующим инновационным процессом, результатом которого являются коммерциализируемые (внедряемые в производственные процессы) прорывные технологии и продукты.

- Перманентный и широкий спрос на эти технологии и продукты.

 - Импортозамещение (не импортёрозамещение) как императив и условие для развития отраслей и сфер деятельности, в особенности, в области производства материалов, компонентов, деталей и узлов.

- Мотивированные на инновационное развитие (внедрение новшеств в производственные процессы и реализацию на рынке его результатов в виде продуктов) платежеспособные и взаимодействующие субъекты.

- Функционирующие механизмы и инструменты осуществления рыночного обмена на всех этапах жизненного цикла интеллектуального продукта (ЖЦИП).

- Правовые механизмы и формы стимулирования и обеспечения интеллектуальной деятельности, и, в первую очередь, изобретательской, результаты которой способствуют инновационно-конкурентным экономическим и иным отношениям между хозяйствующими субъектами на внутреннем и внешнем рынках вне зависимости от складывающейся политической конъюнктуры.

 

МОДЕРАТОРЫ предложили участникам Круглого стола в своих выступлениях ответить на следующие вопросы:

1. Изобретатели – это массовое явление или «штучный товар»? Возможно ли без их участия движение вперед? Нужно ли их отмечать и создавать для них на производственных предприятиях особые условия? Возможно ли их творческие возможности направить на решение конкретных задач и устранение серьезных технико-технологических проблем?

2. Изобретательская деятельность – это исключительно деятельность изобретателя или это деятельность многих субъектов, направленная на внедрение результатов интеллектуальной деятельности в производство и продвижение его результатов на рынки? Нужны ли методички для организации изобретательской деятельности или эта деятельность является естественной для менеджмента предприятия?

3. Возможно ли формирование и развитие рынка интеллектуальной собственности без участия специально подготовленных маркетологов? Кто может являться исходным материалом для подготовки таких кадров: школьники-абитуриенты, обучаемые по программам высшей школы или ранее подготовленные технические специалисты, обучаемые по программам переподготовки?

4. Каким образом можно направить организаторов различных конкурсов на инвестирование в первую очередь тех проектов, в основе которых лежат изобретения? Почему инвесторы не готовы поддерживать прорывные идеи? Существуют ли механизмы контроля за эффективным использованием премий и грантов, получаемых победителями конкурсов?

5. Является ли объективной нынешняя оценка результативности изобретательской и рационализаторской деятельности?

6. Способствуют ли нынешние правовые условия реализации миссии и потенциала изобретателей в интересах развития? Не пора ли вернуться к оправдавшей себя во времена СССР практике всесторонней материальной, финансовой, информационной и коммуникационной поддержке общественного объединения изобретателей и рационализаторов?

 

С программными выступлениями в мероприятии приняли участие:

АЛЕХИН АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ, генеральный директор ЗАО «СРК», «О способах инвестирования проектов, в основе которых лежат изобретения».

АНИСИМОВ КОНСТАНТИН ВИКТОРОВИЧ, заместитель председателя Совета ККОО ВОИР, руководитель управления интеграции инноваций Промышленной Группы «Тегас», «О продвижении инновационных проектов и интеллектуальных продуктов для развития отраслей экономик». Раскрыл роль ККОО ВОИР при продвижении инновационных проектов и интеллектуальных продуктов для развития отраслей экономики. Рассказал об инициативе создания на базе ККОО ВОИР «Центра технико-технологического превосходства», целью которого является осуществление деятельности по организационно-ресурсному наполнению всех стадий жизненного цикла проектов, в основе которых лежат прорывные изобретения, от идеи до реализации и получения продуктов и технологий, превосходящих по своим характеристикам мировые аналоги.

БЕЛЯЕВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ, заместитель председателя Экспертного совета ККОО ВОИР, изобретатель, д.э.н., профессор КубГТУ, «О предложениях по внесению изменений в действующее законодательство в части изобретательской деятельности». В частности, было предложено: 1. Подготовить письменное обращение в Правительство РФ с просьбой пересмотреть уровни величин и объемы изменений патентных пошлин Постановления №922 от 17.06.2021 г.  2. В целях содействия обеспечению роста экспорта высокотехнологичной инновационной продукции рекомендовать соответствующим фондам поддержки такой деятельности сформировать гранты по материальной поддержке зарубежного патентования в этой сфере. 3.  Обратиться в ГД РФ с рекомендациями о подготовке и утверждении закона «О коммерциализации результатов инновационной деятельности»; рекомендовать включение всех отделений ВОИР в число организаций, содействующих продвижению и коммерциализации РИД в регионах и стране с формированием на базе этих отделений Центров трансферта РИД. 4. Обратиться в ГД РФ с рекомендацией о разработке закона «О введении в банковской и иной инвестиционной деятельности залога в виде объектов интеллектуальной собственности». 5. Обратиться в ГД РФ с предложением о законодательном повышении социально-экономического статуса изобретателей в стране; законодательно определить для ВОИР статус ведущей социальной организации в инновационной сфере.

ДАЙБОВА ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА, член комитета ККОО ВОИР по наградам, изобретатель, ведущий специалист отдела организации и сопровождения научной деятельности КубГАУ, «О поддержке изобретательской деятельности в высшем учебном заведении». Озвучила формы поддержки изобретателей в КубГАУ, взаимодействия с ККОО ВОИР. Привела проблемы на пути коммерциализации изобретений: 1. Недостаточное финансирование науки, особенно ОКР. 2. Коммуникационный барьер с лицами, принимающими решение, бездействие чиновников, их нежелание разбираться в новых вопросах, отставание в принятии решений. 3. Отсутствие диалога бизнеса и науки, причинами которого является комплекс факторов: объективных: низкий уровень оснащения НИИ, дефицит кадров и компетенций; субъективных: разное видение целей и результатов. Бизнес часто не может сформулировать понятное науке задание, наука презентует свои разработки на языке, не понятном бизнесу. 4. Отсутствие маркетинговой службы, объединяющая изобретателей и промышленников, инвесторов. 5. Слабая информационная поддержка со стороны средств массовой информации и коммуникации.

С глубокими оценками и конструктивными предложениями выступил член Экспертного совета ККОО ВОИР ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ ЛЕБЕДЬВ своем выступлении он отметил, что в современных условиях одной из важнейших задач развития экономики региона является увеличение доли НИОКР в становлении новых рыночных продуктов, что обеспечит быстрый рост генерируемой интеллектуальной собственности и наполнение рынка. Отставание в этой области подтверждается ничтожной долей НИОКР в нынешнем объеме тендерных закупок предприятий и организаций, а также участия предприятий в программах поддержки инноваций, в таких, к примеру, как «СТАРТ-2», «КООПЕРАЦИЯ» и др., финансируемых ФГБУ «Фонд содействия инновациям». Для решения этой задачи является определяющим побуждение предприятий и организаций всех отраслей региона к развитию, а именно, участию в проведении НИОКР совместно с субъектами инновационной деятельности: вузами, НИИ и малыми инновационными предприятиями, финансово поддерживаемыми ФГБУ «Фонд содействия инновациям», УНО «Кубанский научный фонд» и др. Стимулирующими мерами можно считать: предоставление предприятиям и организациям систематизированной информации по существующим и постоянно появляющимся инновациям в России и за ее пределами в объеме патентного поиска, ежеквартально, на безвозмездной основе (ЦПТИ); субсидирование затрат на НИОКР предприятиям бюджетной сферы и др. из бюджета региона; планирование НИОКР предприятиями и организациями (на полугодие); отчеты предприятий об использовании результатов интеллектуальной деятельности  (РИД) по предоставленной ЦПТИ информации (за полугодие); ежегодная оценка рейтинга предприятий и организаций в области инновационного развития. Результатом такого взаимодействия должно быть наполнение региональной базы объектов интеллектуальной собственности: патентов на изобретения, полезных моделей, промышленных образцов и НОУ-ХАУ, предлагаемых к реализации. Форсирующими мерами, способствующими опережающему росту РИД, являются также снижение пошлин на регистрацию РИД и последующую поддержку, а также субсидирование данных затрат всем субъектам инновационной деятельности по примеру Министерства образования и науки.

Исполнительный директор Фонда развития инноваций Краснодарского края ОЛЬГА ВИКТОРОВНА ЛУКАШЕВА в процессе развернувшейся дискуссии заметила, что сегодня отсутствует связь между патентованием и инновационностью. Во-первых, не все, что запатентовано может быть коммерциализировано и будет востребовано рынком. Во-вторых, инноваторы не видят необходимости обязательно патентоваться, поскольку есть другие режимы защиты их интеллектуальной собственности, например, коммерческая тайна или ноу-хау. Пока у изобретателя нет острой необходимости продавать право использования по лицензионному договору на какую-либо разработанную технологию, они принимают решение регистрировать это иными способами. Обязательная регистрация интеллектуальной собственности существует, например, при подаче заявки на государственный грант. В этом случае у инноватора обязаны быть зарегистрированными в Роспатенте результаты интеллектуальной деятельности.

Мишулин Г.М. высказал иную точку зрения: Следует всячески убеждать изобретателей в необходимости использования формы государственной охраны результатов интеллектуальной деятельности, утечку и незаконное использования которых при современных технологиях проникновения в компьютерные системы предприятий и организаций сложно предотвратить. Имея законное право на РИД, изобретателей получает право и на защиту со стороны судебной системы.


Начальник инжинирингового центра УНО «Фонд развития бизнеса Краснодарского края» ЧЕРНОМАЗ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ: На данный момент мы рассматриваем одностороннее виденье проблемы. Сейчас у нас нет в стране работающих способов коммерциализации изобретательской и инновационной деятельности. Предприниматели должны вызывать спрос на создание того или иного продукта. Для этого необходимо разработать специальную платформу для науки и предпринимателей, которая сможет решить поставленную проблему коммерциализации.  


Подводя итоги, модераторы Круглого стола отметили высокий уровень аргументированности выступлений и конструктивность предложений.

Е.В. Робский сообщил участникам Круглого стола, что все предложения будет систематизированы и направлены законодательные и исполнительные органы региональной власти.

Участники мероприятия единодушно поддержали вывод о том, что активное их участие в Круглом столе является демонстрацией глубокого понимания роли изобретательства, а значительное повышение их статуса и поддержка Краснодарской краевой общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» со стороны государства как социально значимой организации отвечает целям развития региона.